Резкое повышение курса доллара сделало договора на поставки по госзакупкам убыточными и вынуждает трейдеров идти в суд
Девальвация национальной валюты на 50% поставила поставщиков на грань банкротства. Следом за ООО «WOG Aero Jet», входящую в группу компаний «Континиум», решение столичного Хозяйственного суда о правомерности пересмотра цены получила ООО «Первая Топливная Компания». Оба эти судебных решения позволяют достичь рыночных цен на дизельное топливо. Другого выхода нет, поскольку надежность и своевременность поставки топлива является ключевым параметром бесперебойной работы «Укрзализныци».
Однако намерения трейдеров изменить условия договоров становятся предметом критики и непрофессиональных мнений. В сложившейся ситуации обеим сторонам придется найти баланс между желанием и реальностью.
В 2014 году компания ООО «WOG Aero Jet» бизнесмена Игоря Еремеева традиционно осталась главным поставщиком железнодорожного ведомства, получив по результатам тендера заказ на половину требуемого объема топлива. ООО «Первая Топливная Компания» с объемом вдвое меньше также поставляет дизельное топливо на железную дорогу. На текущий год «Укрзалізничпостач» планировал приобрести ДТ в объеме 400 тыс. тонн, примерно тысяча тонн на сутки.
Буквально через несколько месяцев, с момента проведения тендера, ситуация на рынке, спровоцированная политическими потрясениями, вынудила поставщиков пересмотреть формат работы. «Из-за того, что курс доллара резко подскочил, ряд компаний вообще отказались от поставок. В рознице никто не мешал повышать цену практически ежедневно (ДТ премиальных сетей АЗС подорожало с января 2014 с 10,20 грн/л по май 2014 до 14,99 грн/л на 47%), а по договорам госзакупок подобное сделать невозможно. Тем более, валюта закупается на межбанке, а это означает, что реальный курс еще выше того, который задекларирован Нацбанком», - говорит на условиях анонимности представитель одного из украинских трейдеров.
То же самое следует применить и к двум основным поставщикам «Укрзалізниці». Только следует добавить, что для железнодорожников стандартным правилом является еще и отсрочка платежа на 4-5 месяца. Таким образом, за топливо, проданное в январе, поставщик получает окончательный расчёт в мае-июне.
Как пояснили в Первой Топливной Компании, из-за девальвации национальной валюты стоимость 53 тыс тонн ДТ на 82 млн.$. при курсе 8,2 грн/1$, поставленных «Укрзалізниці» в декабре 2013 г., на момент оплаты в апреле-мае 2014 г. полученная сумма при курсе 12 грн за доллар уже составила $57 млн. Курсовая разница принесла убыток в $25 млн.
«Тем не менее, несмотря на всю критичность ситуации, мы продолжали и продолжаем выполнять свои договорные обязательства по объемам поставки, поскольку понимаем, что от этого зависит стабильность работы железной дороги. Компания за 2013 год импортировала 194,4 тыс. тонн нефтепродуктов и уплатила около 0,5 млрд. грн. налогов и сборов в бюджет страны», - говорит генеральный директор ООО «Первая Топливная Компания» Александр Ягубов.
За период поставок март-май 2014 года, с учетом роста с 01.04.14 акциза на ДТ с 46 до 98 Евро за тонну, убыточность поставок топлива для ПТК доходила в среднем до 3000 грн на каждой тонне, принеся еще убыток в $5 млн. При стоимости кредитования в 2,5-3% в месяц оплата за поставленное топливо через 4-5 месяцев дает 10-15% по кредиту.
Последовав примеру коллег, ПТК в начале июня получила положительное решение суда, вопреки возражениям со стороны «Укрзалізничпостача». Данное решение лишь определяет максимально возможную цену поставки, но не фиксирует ее на все оставшееся количество к поставке по договору. Стоимость определяется на каждую отдельную партию по согласованию сторон, и все согласования проходят жесточайший контроль со стороны ревизионных органов. Тем не менее, судебное решение в пользу трейдера спровоцировало обвинения в адрес поставщиков по поводу сверхприбылей.
Нежелание железнодорожников добровольно пойти навстречу поставщикам понятно, поскольку со своей стороны, ведя расчеты и планирование в национальной валюте, в их планах не было возможности предусмотреть пятидесятипроцентную девальвацию. Но стоит подчеркнуть, что в период политических катаклизмов в Украины совместными усилиями поставщиков и «Укрзалізничпостача» не были допущены простои в работе железнодорожного транспорта. Законодательная база государственных закупок не позволяет быстро и эффективно реагировать на форс-мажорные обстоятельства, вынуждая стороны обращаться в суд.
Сложившаяся ситуация, очевидно, вынуждает внести законодательные коррективы. В частности, предусматривающие в тендерных договорах привязку к курсу валюты и мировым рыночным котировкам при импортных поставках товаров. Наличие такой основы не будет провоцировать ажиотаж вокруг обычной хозяйственной деятельности нефтетрейдеров. Тендерные процедуры по госзакупкам всегда вызывали нарекания. И чем прозрачнее работают поставщики таких структур как «Укрзализныця», тем меньше в них коррупционных скандалов. Компании-поставщики топлива для железнодорожного ведомства платили и платят налоги, в отличие от бывших «лидеров» топливного рынка «Ливелы», «ВЕТЭКа» и ряда других, не участвуют в схемах по так называемому «прерванному транзиту».
Тот факт, что поставщики идут в суд, доказывая свою правоту в хозяйственных отношениях с «Укрзалізничпостачем», является скорее поводом для положительных оценок.